- Добро пожаловать в Gems.ua
- Вход
Интервью о тонкостях и нюансах профессии
Бывают ситуации, когда нам приносят, например, изумруд в пятьдесят дюймов, и хотят из него получить большой и красивый ограненный камень. Взвесив все нюансы, наш огранщик может сказать, что для данного сырья лучше будет огранить два-три камня по 2-3мм, чем один с трещиной по средине.
Итак, мы вспоминает «матчасть», повестующую о том, что каждый кристалл имеет свою структуру, твердость, хрупкость, наличие спайности, а также включений, трещин и т.д. Каждый из этих факторов будет влиять на выбор и процесс огранки.
Кроме того, каждый камень не однороден по структуре в середине самого себя в той или иной степени. Из-за этого возникают дополнительные особенности его обработки. Камни не одинаковы и по твердости в каждом отдельно взятом кристалле. Если в справочнике мы читаем , что данный камень имеет твердость по шкале Мооса, например, 9, то это также может означать , что в некоторых своих участках твердость может быть другая, например, 6. Или возьмем, как образец, искусственно сделанный кубический цирконий, он же фиантит. Казалось бы, вот где должен быть идеальный порядок по всем осям и направлениям. Но нет, он также не однороден. Потому как вырастить такой образцовый кристалл достаточно сложно, точнее это очень затратно по времени и средствам, а значит не выгодно. Для ювелирного мира все-таки больше важна «внешность», нежели физические качества.
Потому за долгую историю ограночного дела для каждого вида сырья была подобрана своя наиболее выгодная форма огранки.
Технолог — специалист, который видит «душу камня», он так сказать является дизайнером камня и делает разметку перед огранкой на камне так, чтобы в результате показать его наилучшие качества.
Последние десятилетие поток каменей для огранки падает – и такой профиль, как технолог камней, со временем может совсем быть утрачен. Новых специалистов сейчас практически не обучают. Что же все-таки делает технолог? Например, ситуация: из одного куска лучше сделать один большой камень или же несколько маленьких? Большой будет выигрывать в массе (и в цене), но одно какое-нибудь включение неудачно отобразившееся во многих гранях — испортит камень; он вместо того, чтобы иметь 2-у чистоту, окажется в конце рейтинга. Технолог же виртуозно разметит камень так, что черная точка будет стоять «одиноко» где-то около рундиста — и грамотный ювелир спрячет ее под крапан.
Сейчас, особенно для цветных камней или когда нет больших потоков, технолог и огранщик — это один человек.
Когда речь идет о простых огранках, где накладываются только прямые грани, стоимость больше будет зависти от размеров и вида сырья, его структуры. Но опять-таки, если дают задание огранить турмалин 25 мм на 1,5 мм в прямых гранях, то какой огранщик возьмется, если вероятность сколов 90%?
Есть, например, вогнутые грани, которые используются в огранках «конкейв» — такая огранка дает эффект как бы неполной прозрачности, похожей на морозную искристость. Такие огранки более сложные в исполнении. Также сейчас популярны всевозможные воронки и проёмы, которые большего требуют мастерства.
Но в итоге все равно бОльшее значение имеет внешний вид камня — насколько та или иная огранка смогла раскрыть камень, передать его ауру. В этом и состоит мастерство.
Интересный вопрос. Например, недавно известный бренд использовал необычную огранку, совмещающую в себе кабошонную и фасетную. Однако некоторые данные говорят, что такая огранка уже использовалась еще в начале ХХ ст.
Существует некая мода на огранки, когда некоторые из них становятся трендом. Как было например с огранкой «кушон».
Несколько осторонь в этом вопросе стоят бриллиантовые огранки, где есть некоторая сепарация даже в деталях одной огранки: кто-то делает корону, кто-то рундист, а кто-то павильон; фантазийные — также отдельная тема.
Как уже раньше говорилось, для каждого типа сырья существует наиболее выгодная форма огранки.
Вспомним, что кристалл алмаза имеет форму октаэдра — из этой формы выгодно делать именно круги (выход годного составляет 30-35-40%). Для камнесамоцтветного сырья хорошего качества в лучшем случае это показатель составит около 25%.
Бриллиантовые огранки есть и их достаточно много. Вспомнить даже советскую школу огранщиков, которая выдавала интересные оригинальные формы, например, треугольники со ступенчатым низом.
Однако с другой стороны огранка «круг» — это также и маркетинговая фишка.
Монополии рынка бриллиантов, как это было раньше благодаря власти компании De Beers, уже не существует. Однако на смену пришла картелизация рынка. Сейчас существуют большие компании, такие как Алроса, De Beers, Rio Tinto, BHP, которые все-таки тем или иным способом удерживают рынок по стоимости сырья.
Также не нужно забывать, что и круглые огранки бывают разными.
Также предлагаются новые варианты. От добавления одной грани к классической КР-56 и вплоть до Кр-88 (по примеру компании Swarovski, которая разработала инновационную огранку для фианитов с 88 гранями, обладающую особым блеском).
Дальше больше — фантазия неограниченна. Остаются большие осколки сырья, из которых невозможно огранить круги? Давайте сделаем срезы. Надоели только белые камни? Есть вот такие белые с черными включениями — и они не брак, а изюминка. В желтых бриллиантах сколько всего можно рассмотреть…