- Добро пожаловать в Gems.ua
- Вход
или очерк о том, почему алмаз считают королём драгоценных камней.
Чтобы один камень из множества других минералов можно было назвать драгоценным, он должен быть прозрачным, достаточно твердым и достаточно редким. Полностью отвечая всем этим критериям, алмаз является королем драгоценных камней. Его особое место в царстве драгоценных камней объясняет, почему алмаз всегда был окружен неким мифом. Загадка алмаза и его относительная редкость отражаются в его высокой цене.
Этот миф, однако, возник не в наши дни, а уже существовал в древности. Хотя мы никогда не узнаем точно, когда был найден первый алмаз, мы все же знаем, где он был впервые найден, — в Индии, которая оставалась единственным источником алмазов до XVIII века. Алмаз впервые упоминается в книге, найденной лишь в 1905 г. и написанной древнеиндийским философом в 300 г. до н. э. В книге сообщается, что в те времена велась оживленная торговля алмазами и на сделки с ними даже платили налоги.
Красивая форма кристалла и его прозрачность высоко ценились в то время. Все алмазы, считавшиеся наиболее красивыми — например, чистые камни, имевшие типичную идеальную форму октаэдра,—принадлежали правителям и не покидали пределов страны. Другие камни вывозили на экспорт. И все же, что побуждало людей владеть или продавать продукт, который они не могли обработать или по-настоящему использовать? Должно быть, таинственная магия, исходившая от красивого чистого алмаза, очаровывала людей.
Алмаз завораживал не только своей красотой. Тот факт, что это самый твердый из всех драгоценных камней, также делал его желанным предметом. В Древней Греции люди считали легендарные камни, привезенные из далекой страны, «осколками звезд, упавшими с небес». Согласно легенде, это даже «слезы богов, упавшие на землю». Чтобы передать необычайную твердость алмаза, древние греки называли его «адамас» («непобедимый»). Современное слово «алмаз» происходит от этого термина. В XV в. было обнаружено, что твердость алмаза неодинакова во всех направлениях. Это явление называется «анизотропия» и означает, что твердость в одних направлениях немного меньше, чем в других, и это позволяет огранить алмаз. Огранка превращает непримечательные необработанные камни в великолепные граненые алмазы, усиливая магию окружающего их мифа. Австрийский минералог Фридрих Моос (умер в 1839 г.) первым сумел выразить необыкновенную твердость алмаза относительно других минералов. Он разработал 10-уровневую шкалу твердости, по которой алмаз является единственным минералом с числом твердости 10.
Следуя за алмазом, корунд в виде своих разновидностей рубина и сапфира. Число твердости имеет 9. Впечатляющие результаты дал примененный в 1897 г. метод, согласно которому потеря алмаза в объеме была измерена при расходовании определенного количества абразивного материала. Хотя в шкале твердости Мооса алмаз находится всего на один уровень выше корунда, он тверже его в 140 раз. Это соответствует общей разнице между первым и девятым уровнями в шкале Мооса. Таким образом, то, во что верили древние греки, на самом деле верно. Алмаз имеет необычайную твердость и фактически является самым твердым из всех минералов природного происхождения.
Имя Жана-Батиста Тавернье неразрывно связано с историей алмаза в новое Жан-Батист Тавернье время. Этот французский торговец, живший в XVII в., был столь же отважен, как и любопытен. Он был первым европейцем, кто сумел получить официальное разрешение посетить алмазные прииски в Индии. В своем дневнике Тавернье описал, как однажды в 1645 г. он стоял на вершине холма в Индии, глядя на Кулурские копи у города Голконда (ныне Хайдерабад), который так славился своими драгоценными камнями, что его название стало синонимом богатства. С этого высокого места Тавернье, не склонный к преувеличениям, видел шестьдесят тысяч рабочих всех возрастов, которые добывали алмазы под валящим солнцем и кнутами надсмотрщиков. Путевые заметки Тавернье содержат пространные описания некоторых крупных алмазов. Они и составляют так называемый «алмазный миф» — легенды о знаменитых алмазах. Хотя приведенная ниже легенда взята не из дневников Тавернье, он сам играет главную роль в трагической истории этого камня. Она повествует о голубом алмазе «Хоуп» — вероятно, самом известном в мире алмазе.
Полагают, что, путешествуя по Индии, Жан-Батист Тавернье похитил замечательный голубой алмаз, служивший глазом в статуе индуистского бога Рама-Сита. Говорят, что бог разгневался и наложил на камень проклятие. Спустя немного времени это проклятие осуществилось. Продав голубой камень королю Луи XIV, Тавернье вскоре умер в нищете при трагических обстоятельствах. Король надел этот проклятый голубой самоцвет всего один раз и затем умер от оспы. Вскоре камень был украден из королевской сокровищницы. В 1830 г. он вновь возник в Лондоне.
Банкир Генри Хоуп (отсюда и современное название алмаза) приобрел этот камень за огромные деньги. Несколько лет спустя Хоупы умерли. Из их поместья камень попал к некоему графу из Восточной Европы, который подарил его своей фаворитке-танцовщице. Спустя всего несколько часов после того, как граф преподнес подарок, в припадке ревности он застрелил ее. Какой-то греческий торговец бриллиантами купил алмаз «Хоуп» и перепродал его. Вскоре после этого он сам, его жена и дети погибли в автокатастрофе. Человеком, купившим алмаз «Хоуп», был турецкий султан Абдул-Хамид II. Алмаз пробыл у него всего несколько месяцев до того, как его владелец был низвергнут во время военного путча. В 1911 г. алмаз приобрел американский медиа-магнат Эдвард Маклин. Год спустя он отправился в свое последнее путешествие на борту «Титаника». Дочь Маклина умерла от передозировки снотворного. Последним владельцем алмаза «Хоуп» стал американский ювелир Гарри Уинстон. Зная о судьбе предыдущих владельцев алмаза, он решил сделать его всеобщим достоянием и преподнес алмаз в дар Смитсоновскому институту в Вашингтоне, где этот камень весом 45,52 карата можно увидеть и сегодня.
Разумеется, подобные истории вряд ли до конца правдивы, но они, безусловно, усиливают загадочную притягательность алмазов. Кроме того, эти легенды помогли сделать алмаз наиболее изученным минералом на нашей планете.
Верена Пагель-Тайсон
«Все об оценке бриллиантов»