- Добро пожаловать в Gems.ua
- Вход
Это кошмар для торговца драгоценностями и мечта жулика: отмычки, мастерски вскрытый сейф, все сделано в самое удобное для кражи время. Или, например: вот кольцо лежит на прилавке... мгновение — и его уже нет. Делается быстрая ревизия, и в салоне повисает зловещая тишина, означающая, что кольца точно уже нет. Если с кем-то случалось такое, он этого не забудет. Этот стук сердца, неотвязная тревога. Да, бывали случаи, что драгоценности похищали прямо из-под носа охраны.
Кражи — самая нелюбимая тема для обсуждения в ювелирном мире. Считается, что можно тем самым накликать подобное несчастье либо скомпрометировать отдел безопасности, поэтому ювелиры не любят рассказывать о произошедших у них кражах. Их можно понять. Они, однако, признают, что часто эти истории приукрашены клиентами, что, впрочем, доказывает тот факт, что подобное воровство не лишено ореола некой порочной романтики. Главным мотивом в каждой краже драгоценности является, несомненно, жажда наживы, переплетающаяся со страстью овладеть чем-то бесценным и прекрасным. Воры не вникают в то, кто является владельцем драгоценности или каково ее происхождение.
Потенциальными объектами воровства в равной степени могут стать королевские драгоценности, предметы религиозного культа, ширпотреб. От хорошо спланированных профессионалами операций до спонтанных и неконтролируемых действий неисправимых клептоманов воровство драгоценностей было, есть и всегда будет происходить в магазинах, домах, аэропортах и отелях. Не видно пока конца и хищениям драгоценных камней, особенно изумрудов, с приисков. Как сообщается в докладе, опубликованном в журнале «Нэйшнл Джиогрэфик», только в 1990 году примерно половина найденных на приисках в Замбии изумрудов похищена сенегальцами, которые продают их затем в Швейцарии.
Похищенные вещи обычно немедленно разламываются и продаются в виде отдельных драгоценных камней; в итоге драгоценность уже нельзя идентифицировать. Кто знает, может быть, на пальце вашего друга красуется кольцо с похищенным когда-то камнем, а может быть, такие камни есть и в шкатулке вашей бабушки. Владелец часто даже и не догадывается, в каких драгоценностях красовался ранее какой-нибудь из его камней.
Часть І
История вопроса
Ускорила ли Французская революция кражу бриллиантового ожерелья? Наполеон так и считал, согласно мнению некоторых историков. Как минимум, четыре книги написаны о скандальном случае, который потряс, а возможно, и явился критическим для правления Людовика XVI и его жены — Марии-Антуанетты. История берет свое начало еще в годы правления Людовика XV, когда парижскими ювелирами Бомэром и Бессенге было создано экстравагантное ожерелье с бриллиантами.
Людовик XV заказал это восхитительное ожерелье в качестве подарка своей возлюбленной — графине де Барри. Но он в 1774 году скончался, оставив ювелиров в неопределенности насчет своего заказа. Людовик XVI и Мария-Антуанетта отказались от ожерелья ввиду его непомерной стоимости — 90 тыс. франков (более 2,5 млн долларов на сегодняшний день). Ювелиры были в отчаянии. Они ведь влезли в колоссальные долги, закупая для ожерелья бриллианты. В итоге в 1778 году ожерелье все-таки закончили.
Как пишет историк XIX века Томас Карлайл, в ожерелье входило «семнадцать знаменитых бриллиантов размером с лесной орех, а к ожерелью пристегивались вдобавок еще фестон и кулоны из бриллиантов плюс «Королева королев бриллиантов» снизу; да еще ряд собранных в кисточку камней, которые в подсоединенном к ожерелью виде охватывали шею сзади, спускаясь вниз».
В 1785 году придворная интриганка Жанетт де Лю де Сен-Реми де Валуа, известная также как графиня де Ла Мотт, повстречалась с ювелирами, которые предложили ей, используя ее влияние при дворе, подтолкнуть королеву к идее покупки этого ожерелья. Амбициозная и беспринципная, Ла Мотт фактически создала такую ситуацию, что ее и Марию-Антуанетту можно было заподозрить в интимной связи. Она также завела целую когорту влиятельных любовников, включая Рете де Вилетта (личного секретаря королевы) и кардинала де Роа- на — великого французского «благотворна», и тут же начала расставлять сети интриги таким образом, чтобы в итоге ожерелье досталось ей самой.
Ла Мотт вовлекла в свой план Рете де Вилетта, обещая ему крупную долю в добыче. Рете написал от имени королевы на ее бумаге письмо, в котором она якобы пожелала купить это ожерелье, но без ведома короля. Используя эти письма, Ла Мотт задействовала ничего не подозревающего кардинала де Роана в качестве посредника. Роан в 80-е годы XVIII века был в опале у королевы и искал пути заслужить ее милость.
Полагаясь на амбиции Роана — а он надеялся стать премьер-министром, — Ла Мотт устроила абсурдную шараду в Версальском саду, назвав ее «Лесной Венерой». Она наняла молодую проститутку, внешне похожую на Марию-Антуанетту, изображать королеву. Во время вечерней прогулки в саду гостям была показана живая картина, в которой «королева» дарила Роану розу и, мурлыкая, произносила: «Ты знаешь, что это означает».
Ни о чем не догадывающийся Роан подписал с ювелирами контракт, в котором обещал оплату за ожерелье частями. Ювелиры, возбужденные возможностью выгодной продажи, передали ожерелье Роану, который через посредника переслал его Ла Мотт. Радуясь успешному началу комбинации, Ла Мотт расчленила ожерелье, затем купила себе изысканную мебель, а непроданные остатки отослала на продажу в Англию. Когда выяснилось, что Роан не может заплатить первую долю, ювелиры пришли к королеве, и афера была раскрыта.
В 1785 году Людовик XVI арестовал кардинала де Роана и заключил его в Бастилию. Народу арест показался проявлением деспотизма, а покупка ожерелья — хотя оно никогда не принадлежало Марии-Антуанетте — как безудержное мотовство ненавистной королевы. Ходили слухи, что она сама все подстроила, чтобы загубить кардинала Роана. Того хотя и реабилитировали, но изгнали из королевского двора. Ла Мотт была изобличена, заклеймена буквой «V» (от слова «voleuse» — вор) и посажена в тюрьму; однако ей удалось бежать в Англию, где она опубликовала скандальные мемуары, позорившие Марию-Антуанетту, которая на самом деле, историки это подтверждают, в афере с ожерельем замешана не была.
О кражах драгоценностей, часть ІІ.
О кражах драгоценностей, часть ІІІ.